Историческая справка

1990г.   Идея создания этноэстетического центра в г.Бердске зародилась в 1990г.  у Лилии Ивановны Васеха.

1991г.  Благодаря поддержке руководителей города был создан Детско-юношеский этноэстетический центр «Берегиня».

 

Название учреждения «Берегиня» — имя Великой Богини теряется в глубинах тысячелетий. Для  учащихся, педагогов и родителей «Берегиня» стала символом бережного, трепетного отношения к святому — к природе, к матери, к Родине.

Учредителем центра являлся отдел культуры администрации г.Бердска.

Первоначальный набор учащихся составлял 150 человек и размещался центр в здании ПТУ — 16. Позже было выделено здание бывшего Горкома партии.

Центр был создан как учреждение гуманитарного, полифункционального образования. Образовательная модель была представлена:

Подготовительный курс «Комплексное этноэстетическое развитие»

1-2 года обучения (возраст детей 4-6лет), включающий: музыкальное воспитание и фольклор, рукоделие, английский язык, живопись.

Учебная нагрузка учащегося 2 раза в неделю по 3 академических часа;

Основной курс «Этноэстетическое развитие» 5-7лет обучения (возраст детей 7-14лет), обучение по четырем параллелям:

музыкальное воспитание и фольклор,

прикладные   художественные   ремесла   (роспись,    керамика, гончарное ремесло, плетение из лозы, батик и др.), рукодельные       промыслы       (вышивка,       народная       кукла, традиционный костюм и т.д.), культура англоязычных стран (с фольклорным и музыкальным уклоном).

Лицейский курс 2года обучения (возраст детей 14-17лет). На данном курсе изучали основы информатики, экономики, культура англоязычных стран.

С 1991года в ДЭЦ «Берегиня» трудится мастер гончарного ремесла  -Вера Никитовна Долговых. Она  внесла значительный вклад в работу учреждения по приобщению подрастающего поколения к народной культуре, являясь носителем  традиций украинской культуры и гончарного мастерства. Сегодня Вера Никитовна  — ветеран педагогического труда – занимается просветительской работой. Она является активным участником мастер-классов по гончарному ремеслу и концертных программ в составе ансамбля украинской песни «Чарiвницы».

2000г.    В 2000г. в образовательную модель внесены дополнения , в связи с рекомендациями Комитета по Культуре. Помимо основного Этноэстетического  отделения введены специализированные курсы «Фольклорный», «Этнохудожесвенный». Соответственно разработаны учебные планы, включающие специальные дисциплины (вводятся предметы, направленные на углубленное изучение предметных циклов по сольфеджио, народному вокалу, музыкальному инструменту, рисунку и т.д.

2002г.  Руководителем учреждения становится Зенкова Л.Г..

2003 г. В 2003 учебном году Детско-юношеский этноэстетический центр «Берегиня» решением коллектива сотрудников реорганизован в Детскую школу искусств. В связи с реорганизацией центра, учреждение проходит лицензирование, получает право образовательной деятельности в новом статусе — Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская школа искусств «Берегиня».

Образовательный процесс осуществляется по отделениям:

— подготовительное (по всем отделениям);

— фольклорное;

— общее этноэстетическое развитие;

— инструментальное (по специальностям: фортепиано, гармонь, баян, бандура, гитара, флейта, синтезатор и др. инструментам);

— декоративно-прикладное (народные ремесла и промыслы); -дизайн ( одежды, домашнего интерьера) ;

— театральное .

Помимо учебно-воспитательного процесса, в ДШИ ведется планомерная культурно-просветительская и научно-методическая работа.

Изначально Этноэстетический центр провозглашался инновационной моделью школы народной культуры. Данное учреждение в корне отличалось системой своей организации, структурированием предметного цикла от учреждений академического направления. Приоритетность была отдана этнопедагогике — как особому механизму наследования народной мудрости и в вопросах обучения и воспитания детей. Этнопедагогические принципы принципиально отличились от академического воспитания своей комплексностью, синкретикой и стремлением оснастить обучаемых максимальным объемом адаптационных и творческих умений и навыков, необходимых в повседневной жизни.

Учебно-воспитательный процесс складывался на основе древнего славянского земледельческого календаря: традиционно  в центре проводились такие праздники как: Симеон Столпник, Осенины, Кузьминки, Рождество, Святки, Масленица, Пасха, Троица.. Именно проживание всех обрядов и праздников, а не «стороннее» изучение,  позволяло формировать систему духовно-нравственных ценностей и идеалов, соответствующих лучшим традиционным качествам нашего народа: осознания себя гражданами своего края, Родины, страны; преодолевать одностороннее увлечение фольклором; формировать у детей целостную картину народной жизни во всем ее многообразии, многослойности и культурно-исторической динамике.

В центре были созданы студии ремесел и промыслов, а также фольклорные студии, где каждый обучающийся на любом из курсов отдельно мог получить углубленное обучение избранному направлению. Занятия в студиях и мастер — классах позволяли учащимся в полной мере овладевать ремеслом, совершенствуя свое мастерство «из подмастерьев — в мастеровые, из мастеровых — в мастера».

В 2007 г. учреждение было реорганизовано: к ДШИ «Берегиня» была присоединена ДШИ. Увеличился состав преподавателей, число обучающихся возросло в два раза, изменилась направленность образовательных программ.

Преподаватели и учащиеся являлись неоднократными участниками Городских, Областных, Региональных, Международных выставок, фестивалей, конкурсов, научно-практических конференций, где достойно представляли учреждение и удостоены высоких наград.

Основные методы и принципы, заложенные в первые годы работы учреждения, в настоящее время продолжают развиваться. Спецификой школы остается этнокультурная направленность всех сфер деятельности – образовательной, культурно-просветительской, научно-методической.

Образовательный процесс осуществляют 32 преподавателей, из них имеют педагогический стаж более 25 лет – 7 человек. Более 10 лет – 16 человек. Имеют высшую квалификационную категорию – 6 человек, первую – 14, вторую – 2, молодых специалиста – 4.

Сегодня в школе обучаются более 500 человек. Каждый год школа выпускает более 30 выпускников  по основным образовательным программам.

За годы развития учреждения в школе сформирован фонд образовательных программа, разработанными преподавателями. Образовательная деятельность осуществляется по 10 образовательным программам:

— фольклорное искусство,

— общее этноэстетическое развитие,

— театральное искусство,

— декоративно-прикладное искусство,

— дизайн,

— инструментальное исполнительство,

— инструментальное музицирование,

— вокальное исполнительство,

— основы хореографии,

— общее эстетическое развитие.

 

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники

Историческая справка: Один комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.